Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
Постоянно действующая территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) Администрации Нязепетровского муниципального района.
Цель:
- Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
- Проведение комплексного обследования детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Направления работы ПМПК:
- проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования;
- подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений;
- участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
Функции ПМПК:
- Экспертно-диагностическая. Прием детей и подростков от 0 до 18 лет, имеющих проблемы в обучении, поведении, отклонения в физическом и психическом развитии.
- Информационно-аналитическая. Формирование базы данных на детей и подростков с отклонениями в развитии. Анализ «социальной ситуации развития» детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК.
- Консультативная. Консультирование детей и подростков, родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений по всем вопросам, находящимся в компетенции ПМПК.
- Просветительская. Просвещение специалистов образовательных учреждений, организаций , с которыми взаимодействует ПМПК, родителей по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК.
- Организационная. Координация деятельности структурных единиц (ПМПк).
В настоящее время ПМПК занимается не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту дети с ОВЗ) соответствующих образовательных условий (образовательного маршрута), а также определением характера соответствующей медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Обеспечение адекватных специальных образовательных условий детям и подросткам с ОВЗ направлено на:
- получение детьми образования в узком смысле слова, то есть приобретение знаний, умений и навыков в соответствии в соответствующими образовательными программами и стандартами;
- "образование" личности ребенка, иными словами, формирование личности, способной к самостоятельной жизни в социуме.
Поэтому одной из задач ПМПК является достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков. Только на основании достоверной диагностики возможно определение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Достоверность диагностики обеспечивают:
- Комплексность, которая предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики, выявляемых специалистами соответствующих профилей.
- Всесторонняя диагностика, которая осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции.
Таким образом, диагностическая функция ПМПК многозначна и сложна. Это - центральная функция ПМПК. Результатом выполнения этой функции является коллегиальное заключение на ребенка с рекомендациями по реализации образовательного маршрута и сопутствующей помощи, как в системе образования, так и вне системы образования.
Поэтому, представление ребенка на ПМПК и правильное оформление документации специалистами образовательных учреждений имеет огромное значение для принятия коллегиального заключения по результатам обследования ребенка на территориальной ПМПК, а значит способствует определению адекватных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья.