Конкурс профессионального мастерства
«Учитель года-2023»
15 и 17 марта 2023 года в Управлении образования проведён районный конкурс профессионального мастерства «Учитель года-2023», в котором приняли участие:
- учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 1 г. Нязепетровска, Ксения Вадимовна Постникова;
- учитель физики МКОУ «СОШ № 2 г. Нязепетровска», Михаил Васильевич Карпов;
- учитель истории МКОУ «СОШ № 27 г. Нязепетровска», Дмитрий Александрович Малков.
Педагоги провели уроки, защитили свой педагогический опыт и провели мастер-класс.
Уроки проходили на базе МКОУ СОШ № 3 г. Нязепетровска, дети 4, 8 и 10 классов приняли в этом участие.
Ксения Вадимовна провела урок литературного чтения в 4 классе, где дети читали стихотворение С.А. Есенина «Бабушкины рассказы». На каждом этапе разбора данного стихотворения дети заглядывали в «волшебную» шкатулку, где их ждали подсказки о чем сейчас пойдет речь. Ксения Вадимовна делила стихотворение на абзацы и дети читали его «по рядам», отдельно девочки и отдельно мальчики, индивидуальное чтение было, чтение с места и у доски.. Дети высказывали свое мнение после прочтения стихотворения, отвечали на вопросы педагога. А в конце урока Ксения Вадимовна поделила класс на девочек и мальчиков и дала им задание составить стихотворения в технике синквейна: у мальчиков было слово – сказка, а у девочек – детство. В конце урока каждый ученик получил сладкий подарок.
Дмитрий Александрович провел урок истории в 8 классе, где дети были поделены на группы и вспоминали причина Дворцовых переворотов. За каждый правильный ответ ученик получал фото Петра I, по итогу урока, у кого больше всех, тот и получил оценку 5. Урок был проведен в форме диалога, где дети высказывали свое мнение, пусть даже и неправильное. В конце урока была рефлексия, где дети написали что им запомнилось и понравилось больше всего. Но и домашнее задание было задано по трем уровням по сложности заданиям: для магистра, для бакалавра и для студента, а дети уже сами выбирают, кем они себя считают.
Михаил Васильевич рассказал ученикам 10 класса об изометрических процессах. Сначала, как обычно это бывает на уроках физики, говорил про формулы и рассказывал теорию. А потом показал опыты, доказывая «сухие» формулы. В конце урока было предложено написать тест по новому материалу урока, с чем все ученики справились на отлично. Урок детям понравился.
Все уроки сопровождались красочными презентациями. После уроков участникам был предложен «Разговор с учащимися» на тему «Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный», где дети задавали вопросы, а учителя должны объяснить свою позицию.
Михаил Васильевич рассказал ученикам 10 класса об изометрических процессах. Сначала, как обычно это бывает на уроках физики, говорил про формулы и рассказывал теорию. А потом показал опыты, доказывая «сухие» формулы. В конце урока было предложено написать тест по новому материалу урока, с чем все ученики справились на отлично. Урок детям понравился.
Все уроки сопровождались красочными презентациями. После уроков участникам был предложен «Разговор с учащимися» на тему «Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный», где дети задавали вопросы, а учителя должны объяснить свою позицию.
Во втором этапе участники рассказывали о своем опыте работы:
Ксения Вадимовна защитила свой опыт по теме «Система работы по формированию читательской компетентности младших школьников», поставив себе цель – формирование читательской компетентности младшего школьника, способности к использованию читательской деятельности как средства самообразования. В каждом классе решаются свои задачи, которые соотносятся с возможностями детей. Формирования навыка чтения:
- это чтение беглого, осознанного, правильного, выразительного;
- начитанности-расширение читательского кругозора ребенка, его словарного запаса;
- умение работать с книгой-умение ориентироваться в содержании книги, тематике, поиск разной информации (по обложке и многие другие).
А мастер-класс провела на тему " Техники скорочтения при формировании читательских компетенций". Что же такое скорочтение? Скорочте́ние—способность быстро читать при использовании особых методов, включающих группировку информации и уменьшение проговаривания. Ксения Вадимовна показала на практике различные методы чтения: «бустрофедон», при котором каждая новая строка разворачивается в противоположную сторону; таблицы Давида Шульте, правила очень просты — в таблице перемешаны все ячейки от одного до двадцати пяти; в последнее время стали популярными упражнения по нейробике (есть аэробика, а есть нейробика (упражнения для мозга); струп-тест ,«Цветные слова» для тренировки внимания, нужно постараться быстро назвать цвет, которым написаны слова; скороговорки улучшают только дикцию, но это не так. Они улучшают и мышление, и внимание и даже скорость чтения. Методы все очень интересные и доступные для использования.
Дмитрий Александрович представил опыт на тему «Живая история, как дверь в знание». «Выходя с урока у ребенка складывается впечатление, что живой истории он никогда не видел, а только то, что давно умерло», с таких слов начал свою защиту учитель истории. Но ведь каждому учителю хочется, чтобы его урок был понят ребёнком, чтобы ученику было интересно ходить на урок. И тогда Дмитрий Александрович предложил детям рисовать комиксы на своих уроках, включил в уроки театрализованную деятельность исторического события или эпохи, музыку, слушая гимны и военные марши и сравнивая эти мелодии, рисунки и макеты, чтобы было легче запомнить , например, реформы Петра I. Все это, Дмитрий Александрович, применяет на своих уроках истории, а в ответ получает восторженные взгляды и горящие от восторга глаза от своих учеников. А мастер-класс показал на тему «И снова, Здравствуйте!». Дмитрий Александрович ввел в свои уроки истории – физкультминутки: интеллектуальная зарядка, где ученикам задается вопрос про историческое событие, где ответом является дата, из этой даты все цифры складываются, ответ тоже суммируется и столько раз ученик должен подпрыгнуть или присесть; гимнастика для глаз, когда на слайде во всех углах располагается портреты великих людей, учитель говорит имя, а ученики глазами ищут его на слайде. Вот таким образом учитель истории ввел в сои уроки ещё и урок физкультуры.
Михаил Васильевич применяет на своих уроках физики подручные простые материалы и объясняет детям законы и формулы. Его педагогический опыт называется «Физические игрушки –
как способ повышения мотивации
к изучению физики». Н уроках физики не только можно делать опыты уже из готового оборудования, но сделать его самим. Михаил Васильевич для себя выстроил некий алгоритм проведения урока: рассказываю факты, связанные с нашей повседневной жизнью, предлагаю решить задачи, связанные с какой-либо профессией, использую притчи и использую физические игрушки. И это работает, детям нравится заниматься физикой. Ученики даже сделали прибор, с помощью которого можно зарядить мобильный телефон во время грозы, когда отключили электроэнергию. Но начинается все с простых игрушек: волчки с простыми иллюзиями, летающий вертолёт из бумаги, электростатические осьминожки, электромагниты, калориметр, барометр, электроскоп. Делая такие вот игрушки на уроках физики, дети стали больше интересоваться физикой, и в голове остаются примеры из жизни, а не сухие законы. И нам было предложено сделать игрушку-вертушку из простых материалов: 2 кружка, фломастеры и карандаш, все. Вырезали, нарисовали, склеили, вставили карандаш и крути себе на здоровье…
Победу в конкурсе «Учитель года - 2023» одержал Дмитрий Александрович Малков, Ксения Вадимовна Постникова стала лучшей в номинации «Высокое профессиональное мастерство», Михаил Васильевич Карпов в номинации «За развитие научного мировоззрения школьников». Все участники конкурса награждаются денежными премиями и дипломами Управления образования.
Всех конкурсантов благодарим за участие и поздравляем с заслуженной победой!